Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Лучше поздно, чем никогда

Сегодня предлагаю пять обычных фактов с которыми было немного необычно столкнуться в Польше. Конечно, все факты, приведенные ниже в большей или меньшей степени являются стереотипами. К тому же моя выборка может быть нерепрезентативной. Поэтому, чье-то мнение может отличаться от моего в корне. Но вот такой он, мой почти годовой опыт в стране с красно-белыми флагами.


Поехали.

Collapse )


Нормальный такой промежуток между постами в блоге - лето плюс осень.Ну ничего, главное же не количество, хотя и не качество, как может показаться на первый взгляд. Главное, чтобы от души. Буду писать.

Wielkanoc - Пасха в Польше

Большая часть населени Польши - католики. К тому же, известно, что поляки являюся самой религиозной нацией в Европе. Мне лично было очень интересно взглянуть на то, как здесь проходят такого рода и масштаба праздники.
О том, что приближается Wielkanoc (Пасха) не знать нереально. Везде листовки, афиши о разных пасхальных мероприятиях, распродажа шоколадных яиц и зайцев, а также всяческих ритуальных аттрибутов aka лампадки, искусственные цветы итд. То есть ты в теме в любом случае. Кстати интересно, что по-украински Пасха Великдень, то есть великий день, а по-польски Wielkanoc, то есть великая ночь. Интерсно, почему.

Где-то за неделю до праздника на главной площади появляется пасхальная ярмарка. Не то чтобы она была сильно пасхальной, обычная такая ярмарка - глиняные фирурки, антиквариат, деревянные штуки, цветы, а так же улична еда, осципки(копченый сыр) на гриле, леденцы на любой вкус и цвет и еще много всего разного. Погодка была всю неделю трешовая - то дождь, то снег, то град, то солнце, поэтому там не очень много людей было, в основном туристы.

Ближе к празднику на всех магазинах появляются объявления о графике работы в праздники, надо было читать внимательно, потом хлеб днем с огнем не сыщешь - все закрыто.

Принято украшать дом пасхальными деревьями из самшита, обычно на него вешают декоративные писанки. Мы решили приобщиться, хотя я никогда не делала пасхальных деревьев раньше.
Для детей устраивают egg hunt - прячут шоколадные яйца во дворе и дети их бодро ищут. Мне казалось, что эта традиция родом из америки (не знаю почему я так думала). Оказалось, что родиной традиции собирать шоколадные яйца, которые снес пасхальный кролик является Германия - кролик считался символом весны и плодородия. Дети, которые хорошо себя вели и блаблабла готовили гнездо для кролика и ложились спать, а на утро находили в нем сладости. По-моему, мило.

Еще я специально подписалась на нескольких полячек в инстагрме, чтобы посмотреть как реально празднуют Пасху. Оказалось, в википедии все без приувеличений. Поляки накрывают громадные столы, приглашают родственников, готовят журек, размещают 12 блюд на столе, как на рождество и всячески чтят традиции.

В сам праздник и на следующий день все время слышен звон колоколов, нарядные взрослые и дети идут в церковь, а потом город вымирает. Ни звука, реально. Тишина и покой, все тихо празднуют и общаются с родными.

Интересный день понедельник после Пасхи. Он же Polewanką поливальный понедельник. В этот день, судя по википедии, опять же,парни поливают водой девушек, которые им нравятся. Но на деле мы видели стадо парней в парке, поливающих друг друга из ведра :) гейропа, ага Кстати, коллеги предупредили мужа на работе, что реально могут облить на улице, так что традиция, видимо, просто переросла в глобальный ice bucket challenge и ничего личного.

В общем, интересно, конечно наблюдать за чужой культурой и традициями. И это же вроде не Австралия, всего лишь Польша, а все настолько отличается. Что ж там в Австралии

Короче все бы ничего, но если ты что-то забыл купить - гайки, так и будешь сидеть голодным. Все зарыто. Ну, почти все.

Опять впечатления. Про склеп ,Таню и мусор

Основная проблема того, что я не могу себя за уши из квартиры вытащить - мерзкая погода. С ней получилась крепкая засада. Это тот случай, когда ожидания пошли в разрез с реальностью. Мне казалось, что тут климат более мягким должен быть, ну вот представлялась мне такая европейская зима с вечными +5. Тем не менее, за две недели тут я уже видела три снегопада и неделю минусовой температуры. Надеюсь, что скоро потеплеет, весна же как ни как.

Минутка нытья закончена, продолжаю делиться впечатлениями. Тут очень много пожилых людей. Нет, молодежи тоже много, но трудно выйти на улицу и не встретить минимум семь бабушек. Серьезно, я посчитала сегодня специально. Бонусом встретила дедушку. Нравится, что они тут хорошо, даже стильно, одеты, не ругаются и ни на что не жалуются каждому прохожему. Из семи сегодняшних бабушек три просто прошли мимо, две улыбнулись при виде Варвары, а еще две начали улыбаться и лепетать что-то сюсюсечное по-польски Варе:) Варя прониклась.

Еще хотела рассказать о странных или смешных словах в польском языке. Их много, польский сам по себе смешной для русскоговорящего. Но есть просто странные слова или "ложные друзья переводчика" - слова которые звучат как на русском, а занчат совсем не то. Самое первое, что бросается в глаза - склеп. Склепами поляки называют магазин, но по началу вывески типа sklep medyczny, sklep ortopedyczny или просто SKLEP большими буквами вгоняют в ступор даже табун мурашек на спине.

Отдельна история про Таню. Девочкам с именем Таня, лучше представляться Татьяной или придумать себе псевдоним. Таня, а точнее tania на польском значит дешевый. Я не сразу это поняла и думала, что магазин с названием tania odzież это какой-то шоурум модного дизайнера по имени Таня. Оказалось, что это "дешевая одежда", секонд хенд то есть :) Вообще, что касается польского, который нужен, чтобы сходить в склеп (у вас тоже мурашки?) то есть в магазин, в большинстве случаев сводится к трем словам: dzień dobry, dziękuję, dovidenia. Последнее произносится как довидЕнья, но Варя все время на прощание всем говорит приведЕнья, это на нее так склеп повлиял, наверное:)

Из положительных впечатлений еще мне нравится общественный транспорт, вернее его четкое расписание. Есть сайт, с помощью которого можно до минут рассчитать свой путь от пункта А в пункт Б. Удобно.

Сразу вспомнилось и отрицательное - мусор вопреки ожиданиям нифига не сортируют. По крайней мере в моем доме. Эколог во мне негодует. С другой стороны, хоть Польша не так разительно отличается от Украины как, скажем, Швеция или Германия, но тут заметно чище на улицах. Прям сильно. Почему? Как этого достичь в Украине? Я знаю, что люди везде разные и мудаков тоже хватает везде, уверена. Но процент немудаков ведь везде больше, или я не права? Я и в Киеве не раз наблюдала позитивные инициативы. Отличный пример, в прошлом году на Позняках добрые люди установили столбики с прицепленными к ним пакетиками и совочком для того, чтобы хозяева могли убрать за своими собачками. Я неоднократно видела как совочком пользовались по назначению. И тем не менее, многие считают ниже своего достинства прибрать за песиком, грустно. Или идет такой парень по улице, метнул бумажку в урну и промазал. И дальше пошел. Справедливости ради, тут тоже не все хозяева собак пуськи, видели мы "мины" под растаявшим снегом. Но в разы меньше, чем, скажем, на Позняках в Киеве, когда ранней весной пятнадцатикилограммового ребенка проще нести, чем потом отмывать. И вокруг урн на улице нет кучи непопавших в них бумажек. Вот интересно, почему. Может поляки более меткие?

Как-то так. До связи.